Блог компании

Копытов Д.Ю.: основные аспекты проектирования и построения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

Копытов Денис Юрьевич
Начнем с основного – проектирования. Это был участок, где ООО СК "Город" заложила успех всего проекта. Ключевая особенность АПК «Безопасный город» – его масштабируемость и интегрируемость. Мы не просто устанавливаем камеры, а строим единую информационную среду, которая объединяет разрозненные системы видеонаблюдения, сигнализации, громкой связи, регистрации транспорта. Поэтому на этапе проектирования крайне важно провести детальное обследование объектов, проанализировать транспортные потоки, степень освещенности, определить критические точки и, главное, обеспечить бесшовную интеграцию с существующими системами экстренных служб. Ошибка в выборе оборудования или архитектуры сетевого потока на этом этапе может привести к катастрофическим последствиям на стадии эксплуатации.
Один из ключевых вызовов – создание единого центра хранения и обработки данных. Сердце системы – это серверное оборудование и ПО для видеоанализа. Именно здесь мы сталкиваемся с первой серьезной сложностью, которая зачастую остается «закадром» для заказчика. Речь о возможности технического обслуживания и масштабирования этого центра спустя годы. При проектировании серверной комнаты или центра обработки данных мы обязаны закладывать необходимые лимиты по мощности электропотребления и охлаждения, обеспечить избыточность. Но крайне важный момент – это пространственный резерв. Стойки должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к оборудованию спереди и сзади, для обслуживания каждого сервера, коммутатора и источника бесперебойного питания. Необходимо заблаговременно продумать систему кабельного менеджмента, чтобы множество кабелей не превратилось в лабиринт, в котором невозможно провести замену сетевого кабеля или диагностику. Это касается не столько ЦОД, сколько периферийных серверных комнат, расположенных на территории муниципальных учреждений, где пространство часто ограничено. Мы настаиваем на включении в проект требований к организации доступа – ширины проходов, наличия подвижных напольных покрытий, свободных юнитов в стойках для будущего расширения. Это дешевле сделать сразу, чем проводить дорогостоящую реконструкцию через год.
Следующий глобальный блок – монтаж оборудования и наиболее частые трудности. Большая часть оборудования системы – это наружные устройства: камеры, радары, панели громкой связи. Их монтаж сопряжен с работой на высоте, что требует строгого соблюдения ТБ и привлечения квалифицированных промальпинистов. Основная сложность – непредсказуемость условий. Проектная документация часто не учитывает реальные препятствия: спрятанные в глубине стен арматурные каркасы, проложенные в неожиданном месте коммуникации, особенности фасадов исторических зданий. Это приводит к необходимости корректировки проекта прямо на месте, согласования изменений, что замедляет процесс пусконаладки.
Вторая проблема – это обеспечение электропитания и передачи данных к удаленным наружным устройствам. Прокладка кабельных трасс – это зачастую капитальные работы, связанные с разработкой грунта, получением разрешений на производство работ, согласованием с балансодержателями инженерных сетей. Часто приходится сталкиваться с отсутствием технической возможности подведения линий питания требуемой мощности к месту установки оборудования. Решение – использование альтернативных источников, таких как солнечные панели с аккумуляторами, но при этом необходимо помнить о диапазоне рабочих температур в нашем климате и закладывать соответствующее оборудование.
Третий вызов – вандалоустойчивость и климатические воздействия. Камеры, установленные в зонах с высокой криминальной активностью, требуют исключительной прочности и защиты. Но нельзя забывать о том, что оборудование должно быть доступно для обслуживания: очистки объектива, настройки, замены. Поэтому выбор и монтаж кронштейнов должны обеспечивать как надежность, так и удобство для сервисного инженера.
Особое внимание заслуживают изолированные капитальные объекты – многоэтажные паркинги, транспортные тоннели, мосты. Монтаж здесь сопряжен с дополнительными рисками. В тоннелях – это повышенная влажность, загазованность, необходимость соблюдения взрывозащиты оборудования и наличия автономных систем питания. На мостах – вибрация, которая требует особо прочных креплений и специальных инженерных решений для прокладки кабелей. В паркингах – сложности с прокладкой кабельных трасс в условиях существующих железобетонных конструкций и ограниченных проходов. Каждый такой объект требует индивидуального инженерного решения.
Но и, пожалуй, самая неочевидная, но крайне важная тема – это после монтажная фаза, а именно обеспечение беспроблемного технического обслуживания и доступа. Мы уже затронули этот вопрос применительно к серверным. Но он касается и периферийного оборудования. К каждой камере, установленной на высоте, должен быть обеспечен безопасный доступ для сервисной бригады. Это значит, что при проектировании необходимо заблаговременно предусмотреть возможность установки люлек, стационарных лестниц, переходных мостиков. В противном случае каждая попытка заменить камеру или просто очистить объектив от снега и грязи будет превращаться в дорогостоящую операцию с привлечением высокотехнологичной техники.
Кроме физического доступа, критически важен и сетевой. Сетевая инфраструктура «Безопасного города» – это сложная иерархия коммутаторов, маршрутизаторов, медиаконвертеров. В сетевой архитектуре должна быть заложена избыточность пути, чтобы обеспечить отказоустойчивость. Но при этом необходимо продумать возможность удаленной диагностики и управления каждым сетевым устройством. На практике часто возникает ситуация, когда коммутатор, установленный на мачте в индустриальном парке, невозможно перезагрузить удаленно, и для этого требуется высылать бригаду. Это значит, что в логике построения сети нужно заложить использование управляемых коммутаторов с функцией Power over Ethernet и возможностью удаленной перезагрузки портов, что позволит сэкономить значительные средства на эксплуатации.
Подводя итоги, хочется отметить, что успех проекта «Безопасный город» напрямую зависит от глубины проработки мельчайших деталей на этапе проектирования. Необходимо абсолютное взаимопонимание между заказчиком, проектировщиком и подрядчиком. Нужно помнить, что мы строим не просто набор камер, а создаем сложный организм, который должен эффективно функционировать и надежно служить много лет.
Новости